Использование неквалифицированной электронной подписи

Неквалифицированная электронная подпись: для чего она нужна и где используется

В соответствии с 63-ФЗ документы, заверенные неквалифицированной ЭП, приравниваются к документам, подписанным собственноручно, но при условии, что стороны заключили соглашение о признании юридической силы НЭП. Например, если такая подпись будет использоваться во внутреннем ЭДО организации, то потребуется подготовить соответствующий локальный нормативный акт. Без этого подпись не будет иметь юридической силы.

 

Важно понимать, что функционал НЭП ограничен. Во многих случаях законодательство требует использовать только квалифицированную электронную подпись.

 

Кому подходит неквалифицированная ЭП и для чего она применяется?
Неквалифицированная электронная подпись подходит следующим типам пользователей:

  • генеральному директору;
  • сотрудникам юридических лиц;
  • физическим лицам.

 

С помощью НЭП можно:

  1. работать в Личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС (только для физических лиц);
  2. заверять внутренние документы организации, например, некоторые кадровые документы, внутренние соглашения, служебные записки, товарные накладные и т.д.;
  3. обращаться в суд;
  4. обмениваться некоторыми документами между организациями и т.д.

 

При этом неквалифицированная ЭП не может использоваться в следующих случаях:

  • для заверения документов от лица руководителя организации или ИП;
  • для участия в торгах по 223-ФЗ и 44-ФЗ, а также в торгах по банкротству;
  • для сдачи отчетности в госорганы.

Во всех описанных выше случаях допускается использовать лишь квалифицированную электронную подпись.

Где может храниться НЭП?
Неквалифицированная электронная подпись, как и простая ЭП, может храниться на любом носителе: законодательство не устанавливает требований на этот счет. На практике физлица чаще хранят подпись на мобильном устройстве, а сотрудники юридических лиц - на ПК или физическом носителе (токене).

Как получить неквалифицированную электронную подпись?
НЭП можно получить двумя способами:

  1. Сгенерировать самостоятельно (например, в Личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС).
  2. Обратиться за получением в любой удостоверяющий центр.

 

Таким образом, УНЭП обычно используется для ведения внутреннего ЭДО в компании, реже - для ЭДО с контрагентами. Также ее применяют физические лица в различных жизненных ситуациях.

 

 

Если вам требуется неквалифицированная электронная подпись или ЭП, равная собственноручной и не требующая дополнительных соглашений, обращайтесь к нам, позвонив по номеру 8 812 309 13 67 или оставив заявку на сайте.